Положение о школьном театре
«Здравствуй, театр!»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», уставом МОУ Енкаевская школа, во исполнение пункта 3 Протокола заседания Совета Министерства просвещения РФ по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации от 24.03.2022 № 1.
1.2. Настоящее положение регулирует деятельность школьного театра в МОУ Енкаевской школе.
1.3. Деятельность школьного театра осуществляется в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой «Здравствуй, театр!».
2. Цель и задачи деятельности школьного театра
2.1. Цель школьного театра – совершенствование системы духовно-нравственного и эстетического воспитания, и создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся.
2.2. Задачи школьного театра:
- создание условий для комплексного развития творческого потенциала школьников, формирование общей эстетической культуры;
- оказание помощи обучающимся в самовыражении и самопрезентации;
- организация культурно-массовых мероприятий, постановка и показ учебных спектаклей, концертных программ, творческих мастерских по различным дисциплинам, выполнение индивидуальных проектов обучающихся;
- организация внеурочной деятельности обучающихся;
- предоставление обучающимся возможности обучения актерскому мастерству, сценической речи;
- организация досуга школьников в рамках содержательного общения;
- закрепление знаний и практических навыков, получаемых обучающимися в ходе образовательного процесса по формированию ключевых компетенций: умений учиться, сотрудничать и работать с информацией;
- продвижение традиционных ценностей, патриотическое воспитание театральными средствами;
- осуществление сотрудничества с другими творческими объединениями образовательных организаций, и организаций культуры, в том числе в рамках сетевого взаимодействия.
3. Организация деятельности школьного театра
3.1. Школьный театр функционирует в течение всего учебного года, а также в каникулярное время.
3.2. Деятельность школьного театра организуется в формах учебных занятий –групповых и индивидуальных, тренингов, творческих мастерских, индивидуальных проектов, спектаклей, концертов, постановок, проектов, социальных практик.
3.3. Занятия в школьном театре проводятся: репетиции – кабинет начальных классов, генеральные репетиции и выступления – рекреация 2 этажа.
3.4. Возраст участников школьного театра: от 7 до 16 лет.
3.5. Занятия в школьном театре проводятся по группам или всем составом, а также индивидуально.
3.5.1. Предельная наполняемость групп не более 16 человек.
3.5.2. Группы обучающихся могут быть одновозрастными и разновозрастными.
3.6. Продолжительность и периодичность занятий в школьном театре определяются учебным планом соответствующей образовательной программы, и расписанием занятий.
3.7. В работе школьного театра, при наличии условий и согласования руководителя театра (ответственного педагога), могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители), а также педагогические работники МОУ Енкаевской школы без включения в основной состав.
3.8. Содержание деятельности школьного театра определяется соответствующей образовательной программой, реализуемой в театре.
Дополнительная общеразвивающая программа, реализуемая в школьном театре, разрабатывается педагогическими работниками по запросам участников образовательных отношений, с учетом национально-культурных традиций и мероприятий, проводимых на различных уровнях и утверждается приказом директора МОУ Енкаевской школы.
3.9. Педагог дополнительного образования, реализующий дополнительную общеразвивающую программу на базе школьного театра, выбирает по своему усмотрению образовательные технологии и методы, направленные на достижение запланированных личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.
3.10. Учет образовательных достижений обучающихся в школьном театре производится в портфолио обучающихся.
3.11. Руководителем школьного театра назначается педагог в соответствии с приказом МОУ Енкаевской школы.
4. Контроль за деятельностью школьного театра
4.1. Общее руководство и контроль за деятельностью школьного театра осуществляет руководитель МОУ Енкаевской школы.
4.2. Непосредственное руководство школьным театром осуществляет его руководитель.
4.3. В целях обеспечения деятельности школьного театра его руководитель:
- участвует в разработке образовательных программ, реализуемых в школьном театре;
- ведет регулярную творческую и учебно-воспитательную деятельность на основе учебного плана образовательной программы;
- разрабатывает расписание занятий школьного театра;
- формирует репертуар с учетом актуальности, тематической направленности, мероприятий, проводимых на общефедеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- готовит выступления, спектакли, театральные перфомансы, обеспечивает участие обучающихся в конкурсах, смотрах и культурно-массовых мероприятий;
- представляет отчеты о результатах деятельности школьного театра за отчетные периоды.
5. Материально-техническая база школьного база и его финансовое обеспечение
5.1. Помещения для работы школьного театра, а также необходимое оборудование, инвентарь и материалы предоставляет руководство МОУ Енкаевской школы.
5.2. Руководитель школьного театра несет ответственность за сохранность предоставленных материальных ценностей, соблюдение установленного порядка и режима работы учреждения.
5.3. Финансовое обеспечение деятельности школьного театра осуществляется за счет:
- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, выделенной учреждению;
МОУ Енкаевская школа
Принято « Утверждаю»
На заседании педагогического совета Директор МОУ Енкаевская школа
Протокол № 1 от 05 сентября 2024г ___________ Г.Г. Маслова
Приказ № 35 от 05 сентября 2024г
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Здравствуй, театр!»
Рассчитана для детей 7-16 лет
Срок реализации – 1 год
Педагог дополнительного образования
Кондрашова Елена Васильевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Здравствуй, театр!» художественной направленности.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающем -эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - сочетание многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях обучающиеся знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273).
Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Далее – Приказ № 196)
Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Далее – Приказ № 2)
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Адресат программы – обучающиеся в возрасте 7-16 лет
Объём программы – 35 часов
Формы обучения и виды занятий –
форма обучения – очная
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы, посещение спектаклей.
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мизансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
- театральные игры,
- конкурсы,
- викторины,
- беседы,
- экскурсии в музеи,
- спектакли
- праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
(1 академический час - 40 минут)
Структура программы
В программе выделено два типа задач.
Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Учебно-тематический план
№ урока |
Тема |
Основное содержание занятия |
Кол-во
часов |
Формы и методы работы |
Вид деятельности |
Примечание |
1 |
Вводное занятие. |
Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок». |
1 |
беседа |
Решение организационных вопросов. |
Понятие «экспромт» |
2 |
Здравствуй, театр!
|
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».
Знакомство с театрами (презентация) |
1 |
Фронтальная работа |
Просмотр презентаций |
Возможно использование Интернет-ресурсов |
3 |
Театральная игра |
Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.
Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. |
1 |
|
Знакомство с правилами поведения на сцене |
Понятие «рифма» |
4 |
Репетиция сказки «Теремок».
|
Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах»,
«Разбилась любимая мамина чашка». |
1 |
Индивидуальная работа |
Распределение ролей |
|
5 |
В мире пословиц. |
Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки» |
1 |
Индивидуальная работа |
Показ презентации «Пословицы в картинках» |
Интернет-ресурсы |
6 |
Виды театрального искусства |
Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.
Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.
Инсценирование понравившихся диалогов. |
1 |
Словесные формы работы |
Презентация «Виды театрального искусства» |
Интернет - ресурсы |
7 |
Правила поведения в театре |
Познакомить детей с правилами поведения в театре
Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему |
1 |
игра |
Электронная презентация «Правила поведения в театре» |
Правила диалога |
8 |
Кукольный театр. |
Мини-спектакль с пальчиковыми куклами. |
1 |
Отработка дикции |
|
|
9 |
Театральная азбука.
|
Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание |
1 |
Индивидуальная работа |
соревнование |
|
10 |
Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». |
Викторина по сказкам |
1 |
Фронтальная работа |
Отгадывание заданий викторины |
Электронная презентация |
11 |
Инсценирование мультсказок
По книге «Лучшие мультики малышам» |
Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. |
1 |
Фронтальная работа |
Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью |
|
12 |
Театральная игра
|
Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.
Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. |
1 |
Групповая работа, словесные методы |
Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах |
|
13 |
Основы театральной культуры |
Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий
Музыкальные пластические игры и упражнения |
1 |
Групповая работа, поисковые методы |
Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам |
фонохрестоматия |
14 |
Инсценирование народных сказок о животных. |
Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
1 |
Фронтальная работа, словесные методы |
Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами |
Отработка умения работать с пальчиковыми куклами |
15 |
Кукольный театр. Постановка с использованием кукол. |
Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
1 |
Фронтальная работа, словесные методы |
Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами |
Отработка умения работать с пальчиковыми куклами |
16 |
Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского |
Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
1 |
Индивидуальная работа |
Конкурс на лучшего чтеца |
|
17-18 |
Театральная игра |
Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. |
1 |
Групповая работа. Методы поисковые, наглядные |
Разучиваем игры-пантомимы |
Что такое пантомима |
19 |
Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко |
Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
1 |
Словесные и наглядные методы |
Репетиции, подбор костюмов, реквизита |
|
20 |
Культура и техника речи
Инсценирование сказки «Пых» |
Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».
2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).
Знакомство с содержанием сказки. |
1 |
Словесные и наглядные методы.
Групповая работа |
Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки |
|
21
|
Инсценирование сказки «Пых» |
Распределение ролей, диалоги героев, репетиции |
1 |
Словесные и наглядные методы.
Групповая работа |
Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки |
|
22 |
Показ сказки «Пых» |
Диалоги героев, репетиции, показ |
1 |
Словесные и наглядные методы.
Групповая работа |
Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки |
|
23 |
Ритмопластика |
Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. |
1 |
Наглядные методы |
Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики |
|
24 |
Просмотр сказок в видеозаписи. |
Беседа по содержанию и представлению учащихся об игре актеров |
1 |
Наглядные методы |
|
Исходя из фильмотеки учителя |
25 |
Театральная игра
|
Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами.
Чтение сказки А.Усачёва «Жили-были ёжики». Инсценирование диалогов животных. |
1 |
Наглядные методы и фронтальная работа |
Создание этюдов |
Понятие «этюд» |
26 |
Ритмопластика
Чтение по ролям рассказов Сладкова о животных и их инсценирование.
|
Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и др
|
1 |
Наглядные методы |
Выполнение упражнений на расслабление мышц. Пальчиковые игры |
Театр теней |
27 |
Сказки-несказки Бианки. Инсценировка. |
Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики). Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.); теневой театр рук. |
1 |
Наглядные методы |
Выполнение упражнений на расслабление мышц. Пальчиковые игры |
Театр теней |
28 |
Знакомство с сказками К.И.Чуковского
|
Распределение ролей, репетиция
|
1 |
Словесные и наглядные методы |
Репетиции, подбор костюмов, реквизита |
|
29 |
Показ сказок К.И.Чуковского
|
Репетиция и показ
|
1 |
Словесные и наглядные методы |
Репетиции, подбор костюмов, реквизита |
|
30 |
Ритмопластика |
Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. |
1 |
Наглядные методы |
Разучивание упражнений под музыку |
|
31-32 |
Театральная игра
|
Этюды на эмоции и вежливое поведение |
1 |
Словесные и наглядные методы |
Репетиции, подбор костюмов, реквизита |
|
33-34 |
Инсценирование басен Крылова. |
Этюды на эмоции и вежливое поведение |
1 |
Словесные и наглядные методы |
Репетиции, подбор костюмов, реквизита |
|
35 |
Заключительное занятие. |
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. |
1 |
Фронтальная работа. Словесные методы |
«Капустник» - показ любимых инсценировок |
Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей |
|
Итого: |
|
35 |
|
|
|
Содержание программы
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. Вводные занятия.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами г.Рязани (презентация)
2 раздел. Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества
3 раздел. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
4 раздел. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
6 раздел. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. Заключительные занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся научатся
- правилам поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- определять виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
Учащиеся получат возможность научиться
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Календарный учебный график
Количество учебных недель |
34 |
Продолжительность каникул |
30 |
Дата начала учебного периода |
02.09.2024 |
Дата окончания учебного периода |
31.05.2025 |
Условия реализации программы
Помещение и оборудование.
Работа обьединения проводится в кабинете начальных классов , отвечающем санитарно-
гигиеническим требованиям, где имеется хорошее дневное освещение. В
перерывах между занятиями помещение проветривается, температурный режим
поддерживается в пределах от +17 до +20 °С. Площадь кабинета достаточна для
проведения занятий с группой 16 человек. В классе имеется школьная доска для
демонстрации схем, рисунков, компьютер и проектор.
Формы аттестации (контроля)
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
- итоговый – открытые занятия, спектакли.
Форма подведения итогов - выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценировка сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Методическое обеспечение
Особенности реализации программ. Программа включает следующие разделы:
- Театральная игра
- Культура и техника речи
- Ритмопластика
- Основы театральной культуры
- Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Методы работы: Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Алгоритм работы над пьесой.
- Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком.
- Премьера.
Литература
- Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2011.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011
- Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., 2003
- Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль, 2002
- Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.
- Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006